Проекты

Практико-ориентированный проект

ТЕМА:
 «Применение метода проектов на уроках  окружающего мира, как средство формирования  коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

1.     Актуальность проекта.
 Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики. Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.         ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены, как одно из условий реализации основной образовательной.
    Данный проект направлен на формирование  коммуникативных универсальных учебных действий  младших школьников путём вовлечения их в проектную деятельность.

1.1 Цель проекта: Разработать планы уроков интегрированного курса «Окружающий мир» во 2 классе, направленных на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий  учащихся, путем  применения метода проектов.
Задачи проекта:
1.     Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по применению метода проектов в образовании, произвести отбор необходимого материала для  разработки планов уроков.
2.     Разработать планы проектной деятельности учащихся на  уроках интегрированного курса «Окружающий мир», направленных на формирование  коммуникативных УУД учащихся.
3.     Определить критерии эффективности разработанных уроков.
4.     Подобрать диагностический инструментарий для оценивания коммуникативных УУД учащихся.
5.     Апробировать  уроки интегрированного курса «Окружающий мир» во 2 классе с целью формирования  коммуникативных УУД учащихся.
6.     Скорректировать по итогам апробации разработанные планы уроков.
Предполагаемый результат проекта.
·        Формирование  коммуникативных УУД учащихся.
1.2. Этапы реализации проекта.

Название этапа
Предполагаемый
результат
Дата
начала
Дата
оконч.
1
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по применению метода проектов в образовании,  отбор необходимого материала для  разработки уроков.
Теоретическое обоснование проекта.
Декабрь
2012
Март
2013
2
Разработка планов уроков интегрированного курса «Окружающий мир», направленных на формирование коммуникативных УУД.
Планы уроков интегрированного курса «Окружающий мир» (2 кл.).
Декабрь
2012
Март
2013
3
Определение критериев эффективности разработанных  уроков.
Критерии эффективности .
Декабрь
2012
Ноябрь
2013
4
Подбор диагностического инструментария для оценивания коммуникативных УУД учащихся.

Диагностический инструментарий для оценивания коммуникативных УУД.
Декабрь
2012
Ноябрь
2013
5
Апробация  уроков интегрированного курса «Окружающий мир» во 2 классе с целью формирования коммуникативных УУД.

Результаты апробации  уроков….
Сентябрь
2013
Май
2014
6
Корректировка по итогам апробации разработанных планов уроков.



Скорректированные   планы уроков…
Май 2014
Сентябрь
2014

             
 Содержание.
1.Актуальность проекта._____________________ стр.3
1.1.Цель и задачи проекта.  _____________________ стр.4
1.2.Этапы проекта._____________________________стр.5
2.Реализация проекта.
2.1.Теоретическое обоснование проекта.___________стр.6-
2.2.Разработки планов проектной деятельности учащихся при изучении  интегрированного курса  «Окружающий мир»,  направленных на формирование  коммуникативных УУД. __стр.
  2.3 Критерии оценки коммуникативных УУД учащихся.____ стр.
2.4. Диагностический инструментарий для оценки коммуникативных УУД  учащихся .____________________________________стр.
Список использованной литературы.__________________ стр.

2.3 Критерии оценки коммуникативных УУД учащихся.

·         понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
·        ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
·         понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
·        учет разных мнений и умение обосновать собственное
·         умение договариваться, находить общее решение;
·         умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
·         способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
·         взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
·         рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
·         способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
·         умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

·         потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
·         владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
·         эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
·         ориентация на партнера по общению;
·         умение слушать собеседника.

Список литературы.
1.     Горячев А.В. Организация проектной деятельности gor2@procenter.net.ru
2.     Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов/ М.: Баласс, 2012.
3.     Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская // Начальная школа. – 2005. - №9. – С.55-59.
4.     Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - №2. – С. 96-101.
5.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
6.     Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С.21-26.
7.     Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007.
8.     Организация проектной деятельности в школе / авт.-сост. С.Г.Щербакова и др.– Волгоград: Учитель, 2009 – 189с.
9.     Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2009.-80с.
10.                     Современные педагогические и информационные технологии в системе  образования : Учебное пособие  для студентов пед. вузов/ Под редакцией Полат Е.С.  М.: ACADEMIA, 2010г.- 368.
11.                     Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. - №4. – С.9-11.
12.                     Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. – М.: Каро, 2006.
13.                     Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Татарченкова С.С., Телешков С.В. – СПб.: Каро, 2008.
14.                     Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников / М.В.Хохлова // Педагогика. – 2004. - №5. – С. 51-56.
15.                     Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М., Просвещение, 2011. (Серия «Работаем по новым стандартам»).
16.                     Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Закон РФ «Об образовании» http://standart.edu.ru

2.1. Теоретическое обоснование проекта
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогике. Разработал его  в 1920 году американский философ и педагог Дж. Дьюи со своим учеником В.Х.Килпатриком. Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов ещё в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Главная идея метода проектов  - направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической  или теоретической, но обязательно личностно значимой  и социально детерминированной проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практике.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная, осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. «Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»,- отметила в своей работе доктор педагогических наук Е.С.Полат.
В настоящее время проекты стали довольно распространённой формой образовательной, экологической и общественно значимой деятельности учащихся начальных классов.


Е.С.Полат выделяет ряд основных требований к использованию метода проектов:
1.     Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2.     Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
3.     Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.     Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5.     Использование исследовательских методов , предусматривающих определённую последовательность действий:
·        Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования  метода «мозговой атаки», «круглого стола»).
·        Выдвижение гипотезы их решения.
·        Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.д.).
·        Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.).
·        Сбор, систематизация и анализ полученных знаний.
·        Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
          Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
  
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учитель сам определяет тематику с учётом учебной ситуации по предмету, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные. Чаще всего, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний и развитие коммуникативных УУД учащихся .
Е.С.Полат предлагает следующую типологию проектов:
·     Исследовательские.
·     Творческие.
·     Ролевые, игровые.
·     Ознакомительно-ориентировочные (информационные).
·     Практико-ориентировочные (прикладные).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
·     Краткосрочными
·     Средней продолжительности.
·     Долгосрочными.

Е.С.Полат определила общие подходы к структурированию проекта:
1.  Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
2.  Выдвижение проблемы (возможно с подачи учителя).
3.  Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4.  Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5.  Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках , в групповой работе в библиотеке, в группе продлённого дня).
6.  Защита, оппонирование.
7.  Коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов.

Параметры внешней оценки проекта, предложенные Е.С.Полат.

·     Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
·     Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

·     Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
·     Коллективный характер принимаемых решений.
·       Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.
·     Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
·     Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
·     Эстетика оформления результатов выполненного проекта.
·     Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Деятельность участников проекта должна оцениваться поэтапно и не обязательно в виде отметок. Целесообразно использовать бальную систему (от 12 до 100 баллов). Возможны просто словесные формы поощрения.
Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития  интеллектуальных умений критического и творческого мышления и, непосредственно, коммуникативных УУД учащихся. Можно выделить несколько групп коммуникативных учебных действий, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее внимание:
·        Исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение).
·        Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам, принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло).
·        Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других).
·        Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, анализировать её).
·        Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности).
·        Рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективе).
При изучении статьи доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики начального обучения, Московского педагогического государственного университета Е.Н. Землянской «Учебные проекты младших школьников», опубликованной в журнале «Начальная школа»,   был сделан вывод: возраст  младших школьников накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся, однако вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.
Е.Н.Землянская отмечает: « Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся…» При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.  
Е.Н.Землянская советует темы проектных работ выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, так как круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться младшие школьники, узок, а их представления о таких проблемах  малодифференцированы, одноплановы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком, сдвоенными уроками или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. От учителя требуется особый такт, деликатность, чтобы не навязывать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.
А.В.Горячев в своей статье «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» напоминает о добровольности участия детей в проектной деятельности. А.В.Горячев сформулировал основные принципы работы над проектами. «Каждый ребёнок имеет право:
·        Не участвовать ни в одном из проектов.
·        Участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях.
·        Выйти в любой момент из любого проекта.
·        В любой момент начать свой новый проект.»
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.
А.В.Горячев советует для проведения проектной деятельности использовать следующее время:
·        часть урока по основным учебным предметам,
·        время занятий в группах продлённого дня,
·        любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.
Особая роль в начальной школе отводится учебному предмету «Окружающий мир», который является интегрированным курсом, направленным на формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Эти задачи сложно решить в рамках классно-урочной системы. Применение метода проектов при изучении интегрированного курса «Окружающий мир» позволяет организовать разнообразную деятельность учащихся: учебно-познавательную, практическую, социальную. При разработке содержания проектов важно опираться на предметные природоведческие и обществоведческие знания. Без них сложно объяснить причинно-следственные связи, обеспечить практическую значимость материала. Возможности метода проектов для развития коммуникативных УУД выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от их деятельности при традиционной организации обучения.

 Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов (по Е.Н.Землянской).
Таблица 1.
  Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности.(Обмен мнениями с другими членами группы, обсуждение возможных аспектов темы, оценка своих коммуникативных способностей, прогнозирование развития коммуникации).
Помогает определить цель деятельности.

Открывает новые знания.
(Учится использовать разные способы анализа текста, сбора и обобщения информации, различные источники для получения необходимой информации: Интернет, книги статьи, справочную литературу, отбирает нужную информацию для её использования в своём проекте)


Продолжение таблицы 1.
Рекомендует источники получения информации.
(Всё ли вы знаете, чтобы выполнить ваш проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации вам следует обратиться?)
Экспериментирует.
(Учится использовать разные формы высказывания для выражения одной и той же мысли, переводить основное содержание текста с одного профессионального языка на другой, формулировать свою точку зрения на обсуждаемый предмет)
Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает возможные пути решения.(Учится делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения, определять намерения говорящего, изменять свою точку зрения или позицию в процессе обсуждения, делать выводы по ходу дискуссии и подводить итоги).
Содействует прогнозированию результатов.
Почему вы начали разрабатывать именно этот проект? Кому он предназначен? Было ли проведено предварительно интервьюирование потенциальных пользователей? Если да ,то что было выявлено? Какова основная идея вашего проекта? Какие умения понадобятся для выполнения вашего проекта? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?
Активен.(Учится ясно и чётко излагать свои мысли, корректно отвечать на вопросы и правильно отвечать или возражать оппоненту, аргументировать свою позицию, говорить громко, разборчиво, уверенно, использовать разные техники работы с аудиторией, оценивать свои коммуникативные возможности, определять форму своего выступления или жанр текста, использовать

Продолжение таблицы 1.

Продолжение таблицы 1.
иллюстрации, позволяющие лучше понять основную идею выступления.)
Создаёт условия для активности школьника.
(Проводит обзор текущего состояния дел, предоставляет возможность сделать промежуточные презентации своей деятельности, даёт советы по распределению ролей в группах)
Субъект обучения. (Учится выстраивать стратегию коммуникации)
Партнёр ученика.(Помогает выстроить стратегию коммуникации)
Несёт ответственность за свою деятельность.
(Учится оценивать для себя ценность, степень значимости, результативность прошедшей коммуникации, осуществлять рефлексию своего выступления, выделяя его сильные и слабые стороны, относительно поставленной цели; оценивать использованные способы относительно достигнутого результата).
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Правильно ли вы сформулировали задачу? Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям? Обосновали ли вы каждый из критериев? Разнообразны ли были  идеи? Учитывали ли они местные условия?
Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи? Насколько хорошо вы  спланировали и использовали время? Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать свой проект?


2.4. Диагностический инструментарий для оценивания коммуникативных УУД учащихся.
(Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя: под. Ред. А.Г. Асмолова. )
Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных
учебных действий учащихся 1-4 классов
Таблица 2.
Базовые виды
коммуникативных
универсальных
учебных действий
Общий уровень
развития общения (предпосылки
формирования)
Основные критерии
оценивания
Типовые задачи
1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция).
Коммуникативные
действия, направленные
на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Преодоление эгоцентризма в пространственных и
межличностных отношениях.
— потребность в общении
со взрослыми и сверстниками;
— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
— эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества;
— ориентация на партнера по общению;
— умение слушать собеседника.
— понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
— ориентация на позицию других людей, отличную
от собственной, уважение к иной точке зрения;
— понимание возможности разных оснований для
оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
— учет разных мнений и умение обосновать
собственное
Задание «Левая и
правая стороны»
(Ж. Пиаже).
Методика «Кто
прав?» (методика
Г.А. Цукерман и
др.)
2. Коммуникация как кооперация.
Коммуникативные
действия, направленные на
кооперацию, т. е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению
совместной деятельности

— умение договариваться,
находить общее решение;
— умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
— способность сохранять
доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

Продолжение таблицы 2.
— взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
3. Коммуникация как условие интериоризации.
Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания

— рефлексия своих
действий как достаточно
полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых
действий;
— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие,
что он знает и видит, а что нет;
— умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера
по деятельности
Задание «Дорога
к дому» (модифицированный
вариант)

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1 и 3 заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.

Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.
Т е к с т 1
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?
Т е к с т 2
После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.
— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя.
— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Т е к с т 3
Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.
— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.
— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;
— понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
— учет разных мнений и умение обосновать собственное;
— учет разных потребностей и интересов.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок
принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание
относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается
по степени сходства узоров на рукавичках;
— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
— взаимопомощь по ходу рисования;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровени оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Задание «Дорога к дому»
(модифицированный вариант методики
«Архитектор_строитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис.1  а), другому — карточку с ориентирами точками (рис.1  б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции.
Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому
(рис. 1 в).


Рис. 1. Задание «Дорога к дому»




Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по
собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

                 2.2.  Практическая часть.
План урока интегрированного курса «Окружающий мир» во 2 классе.
Тема: Выпуск стенгазеты «Человек – творец своего здоровья».
Цели:  - познакомить детей с методом проекта,
           - формировать умение работать над проектом,
          - организовать учебно-познавательную деятельность методом       проекта,
           - развивать коммуникативные УУД учащихся.
          - активизировать знания об особенностях живого организма, познакомить с науками, изучающими организм человека,
          - воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

 Ход урока.
1.     Знакомство детей с новой для них проектной деятельностью, видами проектов и основными требованиями.
2.     Постановка проблемы.
В ходе беседы о здоровье человека, о том,  какие факторы положительно влияют на здоровье, а какие отрицательно, учитель подводит учеников к постановке проблемы: «Как сохранить и укрепить своё здоровье?»
Выясняется противоречие: «Человек желает себе здоровья, но не всегда у него это получается».
На данном этапе учащиеся учатся чётко и ясно излагать свои мысли, правильно и понятно для других формулировать вопросы и ответы.
                3.Определение целей проекта и его продукта.
 Опираясь на творческий потенциал и возможности детей, учитель предлагает выпустить красочную стенгазету для учащихся школы.
4. Выдвижение и формулировка гипотез.
 В ходе беседы, опираясь на жизненный опыт и предметные знания детей, выявляются связи между здоровьем человека и факторами влияющими на него. Выслушиваются и совместно обсуждаются предположения детей по объяснению противоречий проблемы. Под руководством учителя происходит систематизация гипотез.
Причины ухудшения здоровья: неправильное питание, загрязнение окружающей среды, физические перегрузки, несоблюдение санитарно-гигиенических норм.
Укрепление здоровья возможно при закаливании и занятиями спортом.
 На этом этапе дети учатся аргументировать свою позицию, устанавливать и поддерживать контакт в ходе дискуссии, понимать смысл высказываний и ситуации обсуждения, использовать разные формы высказывания для выражения одной и той же мысли, внимательно слушать собеседника.
3.     Деление класса на группы по 3 человека.
Каждая группа выбирает себе направление, по которому будет вести исследование. Избираются лидеры групп, распределяются роли (например: докладчик, художник, оформитель)
·        Первая группа «Влияние спорта на здоровье человека.»
·        Вторая группа «Чистота – залог здоровья»
·        Третья группа «Труд кормит, а лень портит».
·        Четвёртая группа «Мир, в котором мы живём».
4.     Определение источников информации и работа с ними.
Учитель рекомендует использовать дополнительную информацию, подобранную им заранее для каждого направления. (Журналы, газеты, энциклопедии, материал учебника).
Дети учатся выяснять и уточнять смысл используемых терминов и понятий, давать свою интерпретацию прочитанного, основываясь на собственных представлениях, идеях или гипотезах. Формируется умение бегло просматривать материал для получения общей идеи текста.
5.     Оформление продукта проекта по группам.
Каждая группа оформляет свою страничку соответственно направлению. Каждый член группы выполняет свою роль: художник рисует иллюстрацию, оформитель пишет текст странички, докладчик готовится к выступлению.
На данном этапе каждый ученик занимается своим делом, за которое несёт ответственность перед всем коллективом. Каждый чувствует свою значимость в общем проекте. «Оформители» учатся ясно выражать свои мысли в письменной форме, придерживаясь темы, используя доказательства и примеры. Роль художников могут исполнять слабоуспевающие ученики, это поможет развить в них способность подчиниться решению группы ради успеха общего дела, научит удерживать социальную дисциплину в ходе общения.
«Докладчики»  учатся готовить речь, составлять логически связанную последовательность высказываний, прогнозировать возможные вопросы и подбирать аргументы для ответов.
6.     Презентация.
Выступления докладчиков от каждой группы, демонстрация выполненной работы.
Обсуждение полученных результатов, составление единого продукта данного проекта – стенгазеты  «Человек – творец своего здоровья». Обоснование актуальности проекта и его продукта, поощрение всех участников проекта. Стенгазета вывешивается в фойе школы.





Комментариев нет:

Отправить комментарий