окружающий мир

Урок окружающего мира  в 1 классе
Тема урока:  «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»
  УМК « Перспективная начальная школа».
Учебник «Окружающий мир 1 класс» ч 2,  О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова
Тетрадь для самостоятельной работы / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Окружающий мир. 1 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи урока:
                              образовательные:
  • познакомить  с  обитателями водоемов;
  •  организовать деятельность учащихся по выявлению особенности жизни некоторых животных и растений в воде подо льдом, выделению существенных признаков рыб;
  • создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать.
                         развивающие:
  • развивать  внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление; содействовать развитию умения наблюдать.
  • Формировать умение структурировать информацию.
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
                         воспитательная:
  • воспитывать интерес к изучению природы;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения: Словесный, наглядный, технология развития критического мышления (ТРКМ), исследовательская деятельность, ИКТ, здоровьесберегающая технология.
     Формы обучения: фронтальная работа; групповая; парная; индивидуальная
Оборудование: стаканы с холодной водой 4 шт., кусочки льда на тарелочках – 4 шт., компьютер, интерактивная доска, учебники, печатные тетради, простые карандаши.
Формируемые  УУД:  познавательные -  логические:  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  анализ объектов с целью выделения признаков;
 подведение под понятие, выведение следствий; общеучебные:  постановка и решение проблемы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (знаково - символические)  создавать и преобразовывать модели.
Регулятивные:
- планировать, определять последовательность действий;
-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные:
- умение работать в группе;  учитывать разные мнения;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развитие у детей умения общаться,  развитие диалогической и монологической речи
Личностные:
установка на здоровый образ жизни, учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу; осознание рефлексивного алгоритма «Я – мы – дело».


Аннотация к уроку  окружающего мира
на тему «Есть ли жизнь в воде подо льдом».
 Урок построен с использованием современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка.
        Деятельностный подход в обучении первоклассников  организован с помощью применения приемов ТРКМ.   На уроке широко применяются разнообразные формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в группах, парах. Здоровьесберегающая  технология предусматривает проведение  двух физминуток. 
Урок имеет большое практическое значение для учителей, интересующихся новыми формами работы.
 Самоанализ урока
 окружающего мира  в 1 классе по теме:  «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»
 Урок разработан в соответствии с программой   УМК « Перспективная начальная школа»,  по учебнику «Окружающий мир 1 класс» ч 2, ( авторы  О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова ), с использованием тетради для самостоятельной работы (О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова) и материала  хрестоматии «Давай знакомиться мир» (О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Данный урок является первым по теме «Есть ли жизнь подо льдом?».   Цель и задачи урока поставлены в соответствии с требованиями ФГОС.
Урок построен с использованием современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка.
Деятельностный подход в обучении первоклассников  организован с помощью применения приемов ТРКМ. На первом этапе урока, стадии – "Вызов", ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию для изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответ. Стадия вызова включает:  актуализацию имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новых знаний;  постановку учеником собственных целей обучения.
 Участвуя в «Мозговом штурме» на стадии осмысления, обсуждая в группах данное им  задание, учащиеся имеют возможность высказывать предположения, наблюдения. В процессе взаимного общения каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение и выслушать другого, включается па­мять, идет мобилизация и актуализация пред­шествующего опыта и знаний;  каждый учащийся чувствует себя раскованно, ра­ботает в индивидуальном темпе. Такая форма обучения способствует развитию коммуникативных УУДумение работать в группе;  учитывать разные мнения;  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
После обсуждения вопросов в группе, докладчики от каждой группы выступают со своими  предположениями.
Предположения групп дополняются учителем и отражаются на доске в виде «кластера».
         На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к поставленным в начале урока вопросам, анализируют полученные на уроке знания, отвечают на вопросы, выполняют  постановку новых целей обучения на следующем уроке.
Составляют рефлексивные высказывания.  Пытаются  осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала,  ценность совместной деятельности по алгоритму «Я – мы – дело».
          На каждом этапе  урока  используются компьютерные технологии с целью активизации познавательной деятельности учащихся  и повышения интереса к материалу урока,  повышения эффективности обучения;
ИКТ помогают совершенствовать логику подачи учебного материала,  что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;  вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
      На этапе  открытия нового знания применялась исследовательская деятельность,  проведя опыт в парах,  наблюдая за поведением кусочка льда в стакане с водой, учащиеся могут самостоятельно сделать вывод: лед легче воды. Таким образом, дети убеждаются, что новые знания можно получить  с помощью опыта и наблюдений.
      На этом же этапе, стадии осмысления, был использован словесный метод, как чтение текста в хрестоматии учителем. Необходимость этого продиктована тем, что учащиеся первого класса не могут осмысленно прочитать текст самостоятельно. Чтение учителем  дает возможность детям получить новую информацию из книги, а так же является эталоном выразительного чтения, к которому дети должны стремиться, воспитывает у детей интерес и потребность к чтению.
      На этапе закрепления при организации самостоятельной работы  применяется индивидуальная форма обучения. Работа в печатной тетради по  материалу учебника помогает поддержать интерес к  предмету, повышать уровень усвоения знаний учащихся. Учитель имеет возможность проверить усвоение материала каждым учеником и оказать индивидуальную помощь при необходимости. Таким образом развиваются у каждого ребенка познавательные общеучебные УУД -  формирование  умения извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.
    Применение игровой технологии на этапе закрепления в виде игры «Отгадайте загадки» позволяет в интересной для детей форме повторить и закрепить полученные знания, развивать логическое мышление, активизировать внимание, разнообразить формы деятельности учащихся, повысить интерес к материалу урока.
 На уроке широко применяются разнообразные формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в группах, парах.  Соблюдая здоровьсберегающие технологии, предусмотрены две физминутки.
            На протяжении всего урока прослеживается обратная связь. Каждый ребёнок является активным участником урока, дети слушают друг друга, отстаивают свою точку зрения на основе своих доказательств.    
    Итогом работы является рефлексия групповой деятельности.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Доска и оборудование.
Стадия вызова.
  1. Целеполагание.
Задача этапа:  обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность.
Давайте сейчас отправимся  на реку, Какая река протекает вблизи нашего села? Что мы там увидим?
Сможем ли мы увидеть , что происходит подо льдом?
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (жизнь животных подо льдом)
Откройте учебник на стр. 40
-Кто поможет нам об этом узнать?
Как дети попали под воду? Что за костюмы на них надеты?
Что это за трубки у них спиной?
Какие вопросы вы бы хотели задать Мише и Маше?
Постановка цели урока.
Какова цель нашей учебной деятельности на уроке?





( Узнать, как образуется лед, познакомиться с рыбами, выяснить, как живут рыбы подо льдом.)  А где мы можем найти нужную нам информацию для решения этих задач?
Отвечают на вопросы учителя. Анализируют состояние водоемов в зимнее время, опираясь на жизненный опыт. Формулируют тему урока.
Открывают учебник, рассматривают иллюстрацию, описывают костюмы героев, анализируют и делают вывод  об их предназначении.
Самомотивация на получение новых знаний.
Формулируют вопросы, интересующие их.
Как образуется лед?
Как живут рыбы подо льдом?  Где зимуют раки?   А есть ли растения под водой?
Формулируют цель учебной деятельности на уроке с опорой на ранее сформулированные вопросы.
Планирование учебной деятельности.
(Можно спросить у другого человека, можно прочитать в книге, найти в компьютере или посмотреть по телевизору, провести опыт и понаблюдать)
Слайд №1






Слайд №2






Слайд №3

Стадия осмысления.
2. Осознанное выполнение различных учебных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.
Задача этапа: организовать деятельность учащихся по выявлению особенности жизни некоторых животных и растений в воде подо льдом, выделению существенных признаков рыб, создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать.
Обратите внимание  на толстый слой льда, сковав­шего водоем. В средней полосе России лед появляется в ноябре. Первый лед тонкий, прозрачный, он кажет­ся черным. В декабре «небо» обитателей водоема застыло и затвердело.
Детей часто интересует вопрос, как рождается лед в водоеме — сверху или в глубине?  Чтобы ответить на вопрос, как образуется лед, мы проведем опыт.
   Проведение опыта.
В стакан с водой опускаются кусочки льда.  Почему лёд не опустился на дно стакана, а плавает на поверхности?
Лед легче воды, он всплыва­ет на поверхность.  Тем более легче кусочков льда мелкие кри­сталлики льда, образующиеся в толще воды. На мелково­дье вся толща во­ды остывает равномерно, и рождение ледяных кристаллов идет по всей глубине: сначала в воде образуются очень мелкие кри­сталлики, затем они становятся больше, срастаются друг дру­гом, поднимаются наверх и создают на поверхности сплошную пленку льда, а в глубине — пористые скопления, похожие на мокрый снег. В глубоких водоемах лед также образуется по всей толще, но, всплывая наверх, он ограждает глубокие слои водо­ема от дальнейшего охлаждения, и водоем не промерзает до дна. На какой вопрос мы нашли ответ? Каким образом?

Рассматривают рисунок в учебнике, слушают сообщение учителя,  актуализируют свои наблюдения за  сезонными изменениями  в природе.






Работают в парах.
Опускают кусочки льда в стакан с холодной водой.
Наблюдают за поведением льда в воде, убеждаются с помощью опыта, что лед легче воды. Делают вывод о том, как образуется лед на водоеме.









Осуществляют контроль своих действий. Отвечают на вопрос учителя:
- С помощью опыта мы ответили на вопрос, как образуется лед.

Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 41
Назовите изо­браженных на рисунке животных, найдите среди них рыб и на­зовите их. Налим, окунь, щука, карп, карась.
Чем различаются эти рыбы? (различаются по форме и по размерам.)
Но есть у них что-то общее?
Работа в группах.  Общее задание: выяснить  - кто такие рыбы? «Мозговой штурм»
Учитель раздает задание по группам: 1 группа  - Чем  и как рыбы дышат?
2 группа – Как рыбы передвигаются?
3 группа – Чем рыбы питаются?
Предположения групп дополняются учителем и отражаются на доске в виде «кластера».
Делается общий вывод: «Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста,  тело их покрыто чешуёй.»
На какой вопрос мы нашли ответ? Каким образом?
Физкультминутка «Кто как передвигается?» (РЫБЫ, ЗВЕРИ, ПТИЦЫ)
Следующий вопрос для обсуждения: как живут рыбы в во­де подо льдом?
Где мы можем об этом узнать?
Заслушав детские ответы, учитель предлага­ет прочитать  текст в  учебнике.
Чтение учителем текста в хрестоматии  «Жизнь рыб подо льдом», стр.39
Что нового узнали?  Какие рыбы зимуют подо льдом в ваших водоемах? Как зимуют раки?


Учатся добывать информацию из рисунка   в учебнике. Читают названия водных обитателей, сравнивают, классифицируют,  выделяют отличительные особенности рыб.  (Отмеча­ется чешуйчатый покров тела, жабры, наличие головы, хвоста и плавников вместо конечностей.)
Участие в «Мозговом штурме». Обсуждают в группах данное задание, высказывают предположения, наблюдения. После обсуждения вопросов в группе, докладчики от каждой группы выступают со своими  предположениями.
Осуществляют контроль своих действий. Отвечают на вопрос учителя:
-Рассматривая рисунки, обменялись мнениями, пришли к общему выводу и  ответили на вопрос, кто такие рыбы.

Имитируют движения животных.



Чтение текста по цепочке.
Осмысление и анализ по вопросам учителя.
Слушают  рассказ из хрестоматии «Жизнь рыб подо льдом».
Анализируют прочитанное и услышанное, делают вывод о жизни подо льдом водных обитателей. Мы нашли ответ на  вопросы: есть ли жизнь подо льдом и где зимуют раки.
Слайд №4







Слайд №5





Слайд №6









Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в печатной тетради стр. 30
Оказывает индивидуальную помощь.


Физкультминутка для глаз «Найди спрятавшихся рыбок»
Рыбки весело резвятся
    В чистой тёпленькой воде,
   То сожмутся, разожмутся,
   То зароются в песке.
Закрепление. «Отгадай загадку» Загадки о рыбах.
  1. Драчун и забияка живёт в воде. Кости на спине и щука не проглотит. (Ёрш)
2. Поймать его не просто,
Не любит рисковать.
В песок всегда зароется
И от погони скроется. (Пескарь).
 3.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. ( Щука)
   4. Он всем рыбам говорил:
-Я к зиме зароюсь в ил.
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил - не грязь,
А зовут меня -…(Карась)
Где живут все эти рыбы?
Прочитайте ключевое слово.

Дети читают название водных обитателей и ставят соответствующий номер рядом с рисунком этого животного. Проверяют правильность выполнения по учебнику.
Глазами следят за движением рыб по экрану.
Повторяют движения за учителем.
Отгадывают загадки, проверяя по кроссворду. Отгадки в кроссворде зачитывают вслух.












Читают ключевое слово, отвечают на вопрос.


Слайд №7
Слайд № 10-16    





Стадия рефлексия.
Задачи этапа: содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной  деятельности.
Итог урока.  Контроль и самоконтроль .
Вернемся к началу урока? Какие вопросы мы ставили для решения на уроке?
На какие вопросы мы с вами нашли ответы? Что мы для этого использовали?






Можете вы сейчас ответить на самый главный вопрос урока: есть ли жизнь в воде подо льдом?
На какой вопрос мы еще не нашли ответ? Ответ на этот вопрос мы с вами попытаемся найти на следующем уроке.
Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности. Беседа
Чем урок мне был полезен? Чем я был полезен на уроке? Какие возникли затруднения? Почему? Кто хочет поделиться своими успехами? Кого хочется похвалить за активную работу на уроке и пожать ему руку?
 Домашнее задание.  С кем вы дома поделитесь новыми знаниями? О чем расскажете дома маме, папе, бабушке?

Осуществляют контроль своих действий. Отвечают на вопрос учителя:
- С помощью опыта мы ответили на вопрос, как образуется лед.
-Рассматривая рисунки, обменялись мнениями, пришли к общему выводу и  ответили на вопрос, кто такие рыбы.
 Читая учебник и хрестоматию мы нашли ответ на  вопросы: есть ли жизнь подо льдом и где зимуют раки.
Анализируют полученные на уроке знания, отвечают на вопрос: жизнь в воде подо льдом продолжается.
Остался вопрос как зимуют рыбы.
Составляют рефлексивные высказывания.  Пытаются  осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала,  ценность совместной деятельности по алгоритму «Я – мы – дело».
Слайд 17.



Комментариев нет:

Отправить комментарий